Хабир Хабибуллин: «Пояс – это символ объединения народов»

Хабир Хабибуллин: «Пояс – это символ объединения народов»
Место:
Дата: 21.08.2014
21.08.2014

Хабир Хабибуллин: «Пояс – это символ объединения народов»

Полку руководителей различных федеральных структур, выходцев из Татарстана, прибыло. Исполнительный директор федерации спортивной борьбы на поясах Р Т Хабир Хабибуллин в июне на внеочередной отчётной конференции в Москве был избран главой аналогичной всероссийской федерации. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» поговорила с известным арбитром и функционером о перспективах традиционных видов борьбы и ближайших крупных стартах, которые пройдут также и в Татарстане.





11.jpg



«НЕ СТОИТ ДУМАТЬ, ЧТО ОДНА БОРЬБА ЛУЧШЕ, А ДРУГАЯ ХУЖЕ»

 

— Хабир Сабирович, многие так до конца и не понимают разницы в видах борьбы на поясах.

— Борьба на поясах имеет два стиля: вольный и классический. Вольный стиль отличается от классического разрешенными приемами с использованием ног. А в классической борьбе основное правило — обязательно оторвать соперника от земли и положить на лопатки. Фактически, классический стиль борьбы на поясах — это национальная традиционная борьба татар, башкир, узбеков и других народов — корэш.

В вольном стиле борьбы на поясах арсенал приемов разнообразнее, здесь присутствуют очень многие элементы обычной вольной борьбы — это подсечки, внутренние зацепы, наружные зацепы. Приветствуются броски. Они делают поединки в борьбе на поясах более динамичными и зрелищными. Однако не стоит думать, что одна борьба лучше, а другая хуже. Борьба на поясах и традиционная борьба корэш имеют равные права на существование. Только в Татарстане борьбой корэш занимается около 30 тысяч человек. А борьба на поясах, как традиционная борьба многих народов, популярна не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Этот вид спорта можно назвать не только инструментом для определения сильнейшего. Пояс — это символ объединения народов. Примерно в 80 странах мира культивируется поясная борьба. Например, похожая корейская борьба «сирым» или якутская «хапсагай», чувашская «керешу», казахстанская «курес» и многие другие.

— Что общего между видами борьбы, которые вы только что назвали?

— В основе каждой из этих видов — пояс. Кроме того, борьба идет без партера, только в стойке. Поэтому данная борьба выигрывает в плане зрелищности в сравнении с другими видами единоборств. Пояс, который держит в связке соперников, не даёт возможности борцам убегать друг от друга. Чтобы победить, нужно что-то сделать. Схватки проходят весьма скоротечно. Порой бойцам хватает меньше минуты, чтобы выявить победителя. Но если соперники опытные, да ещё и знают друг друга, то в этом случае, конечно, победитель определяется не так быстро.

— Получается, японское сумо тоже имеет что-то общее с борьбой на поясах?

— Да. Только там главенствует принцип выталкивания соперника из зоны борьбы. Но у них тоже есть пояс, который может быть использован для захвата соперниками. Конечно, сумо сильно отличается от борьбы на поясах, но его всё-таки можно назвать одной из ее разновидностей. В нашей борьбе захват происходит на протяжении всего боя, а в сумо эпизодически.

— Какие важные решения для развития борьбы на поясах приняты на московской отчётной конференции в июне, где вас избрали главой всероссийской федерации?

— На этой конференции присутствовали представители 20 регионов России, которые отвечают за развитие этого вида спорта у себя в регионе. Внесли в устав несколько изменений, которые направлены на дальнейшее развитие борьбы на поясах.





жжжж.jpg


Хабир Хабибуллин



— Что будет сделано для популяризации борьбы?

— Сейчас существует порядка 40 отделений борьбы на поясах в нашей стране. Поставлена задача, чтобы через 2 — 3 года наш вид спорта был представлен в 60 регионах России.

— Какие регионы отстают в развитии?

— Сибирь и Дальний Восток. Вот эти регионы надо развивать.

— В Сибири есть хорошие традиции в вольной и классической борьбе. Как думаете, это может упростить задачу?

— На этой основе можно развивать борьбу на поясах. Ведь часто спортсмены переквалифицируются из вольной борьбы, например, в дзюдо. У кого-то лучше получается бороться в вольном стиле, а кому-то больше подходит классический. Есть регионы, где в каждом из видов борьбы, в каждой весовой категории собраны очень сильные спортсмены, которые выступают на уровне чемпионов России. Весовая категория одна, а борцов равных много. Конкуренция — огромная, поэтому многие начинают заниматься борьбой на поясах там, где у них больше шансов проявить себя. Например, был у нас знаменитый борец, двукратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы — Шамиль Садриев из Нижнекамска. Раньше в вольной борьбе он был в десятке сильнейших России, выступал достойно, но высших титулов добился в борьбе на поясах. А до этого он выступал даже в боях без правил. Где только не выступал, но наилучших результатов он добился именно в борьбе на поясах. Это не только спорт, это часть культуры, традиций многих народов России и мира. Пояс объединяет эти народы, а как вид спорта борьба на поясах является актуальной, привлекательной площадкой для межэтнического и межконфессионального диалога. Поэтому его развитие привлекательно не только для молодежи, но и для общества в целом. Если борьбу на поясах будут знать все, если она будет на слуху, этим мы внесем свой вклад в гармонизацию общества и создадим дополнительные возможности для самореализации подрастающих поколений.

— Что для этого нужно сделать?

— Привлечь внимание средств массовой информации. Россия всегда была сильна в единоборствах и борьба на поясах не исключение. На международных соревнованиях именно россияне выигрывают большую часть медалей.

— Может эта российская гегемония как раз и мешает популяризации в мире?

— В других странах, где эта борьба культивируется, она не менее массовая, чем у нас. Недавно об этом рассказывал президент Международной федерации Руслан Махмутов, когда приезжал в Казань из Ашхабада. Там в ноябре этого года планируется провести чемпионат мира. Поясная борьба в Туркменистане исключительно популярна, каждый юноша и мужчина считает за честь быть борцом.

 

НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА В АШХАБАДЕ БУДУТ ТАТАРСТАНЦЫ

 

— Чемпионат мира в Ашхабаде — это ближайшее крупное мероприятие в календаре?

— Да в ноябре проведём чемпионат мира в Ашхабаде. Кроме того, в декабре пройдет Кубок мира в Астане. На этих крупных соревнованиях спортсмены будут иметь возможность получить звание мастера спорта международного класса. Также у нас в Тюлячах состоится первенство мира среди юношей 1997−99 годов рождения.

— Сборная Татарстана будет представлена отдельно или она в составе сборной России?

— Татарстан будет в составе России. В 2005 году в Казани проходил чемпионат мира по борьбе на поясах, который был приурочен к тысячелетию города, тогда Татарстану предоставили право выставить отдельную команду. Тогда мы завоевали шесть золотых медалей.

— Какое количество участников можно заявлять в одну весовую категорию на предстоящем чемпионате мира?

— По одному человеку в каждой весовой категории.

— Серьёзная конкуренция получается. Какие шансы у наших батыров?

— Всего 19 весовых категорий. 7 у мужчин, представляющих вольный и классический стиль, и 5 весовых категорий у женщин. Надеюсь, что татарстанцы среди них обязательно будут. В прошлом году у нас было три чемпиона мира. Но раз на раз не приходится. Бывало, мы возвращались и с одним чемпионом мира. Борцовский ковер вещь коварная, особенно если говорить о борьбе на поясах.





28778.JPG



— А как же звезда казанской Универсиады тяжеловес Сергей Павлик?

— Так он же корэшист. Он себя пробовал в борьбе на поясах, но у него не получается пока на мировой арене. Так иногда бывает. Заслуженному мастеру спорта Ильдару Абасову успех тоже дался через большой труд. Он уже 10 лет борется, сначала проигрывал, но в итоге стал пятикратным чемпионом мира, один раз он стал лучшим в узбекской борьбе и четыре раза в борьбе на поясах. Это здорово! Нам ведь как раз не хватает сильных, ярких примеров, спортивных кумиров. Молодому человеку всегда важно иметь пример для подражания.

 

У МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУДЕТ СВОЙ ПРОДВИНУТЫЙ САЙТ

 

— Универсиада дала какой-то толчок к развитию национальной борьбы?

— Конечно! На основании итогов Универсиады национальная борьба корэш вошла в российский реестр видов спорта. Но за такое короткое время невозможно создать серьезный зрительский интерес. Тем не менее, определённый прогресс заметен. Я думаю, через 10 лет мы будем иметь совсем другой, гораздо более массовый интерес к борьбе на поясах и национальной борьбе корэш.

— Вы говорили про развитие в сети интернет. Это только идея или что-то уже сделано?

— Ведется работа по созданию сайта нового формата для Международной федерации борьбы на поясах. И для всероссийской тоже. В скором времени этот продукт будет доступен. Надеемся, что у него будет хорошая посещаемость. Это должно дать дополнительный импульс популяризации этого вида спорта. Кроме этого, мы сотрудничаем с другими международными федерациями, накануне подписано несколько соглашений о сотрудничестве. Будем учиться друг у друга.

— В чём заключается ваше сотрудничество?

— Совместные соревнования, фестивали. Есть программа развития, мы можем вам её отправить для ознакомления. Там есть объективные, количественные показатели: количество занимающихся спортсменов, залов, тренеров и так далее. По этим данным можно сделать вывод о популярности вида спорта и уровне его присутствия в регионе. Кстати в структуре Всероссийской федерации борьбы на поясах мы создали попечительский совет — эта практика хорошо себя зарекомендовала в других видах спорта. Это позволит объединить людей, обладающих ресурсами, желающих и способных влиять на развитие нашего вида спорта.